Что такое краудфандинг? Что такое краудфандинг?
Что такое краудфандинг?
Что такое краудфандинг? - фото

Отсутствие денежных средств может привести к тому, что потенциально перспективные проекты и стартапы так и остаются нереализованными. В этой ситуации выходом становится краудфандинг, популярная на сегодняшний день модель коллективного финансирования. Краудфандинг – это возможность найти нужную сумму на реализацию проекта, без необходимости одалживать, брать кредиты или обращаться в венчурные фонды.

Расскажем более подробно, что такое краудфандинг, как он развит в Украине и какие сегодня существуют популярные платформы для сбора денег.

Краудфандинг – что это?

С английского языка “crowdfunding” дословно переводится как финансирование толпой. Если говорить простыми словами, то это способ найти деньги на реализацию стартапа (проекта): социального, благотворительного, творческого и т.д. Средства собираются на специальных краудфандинговых платформах, которые выступают в качестве посредника между авторами проекта и желающими дать денег, то есть инвесторами. Особенность этого метода состоит в том, что в финансировании проекта может принять участие абсолютно каждый и пожертвовать любую сумму.

Участники краудфандинга

  • Фаундеры (реципиенты) – авторы идеи/проекта, которые открывают сбор средств.
  • Бэкеры – люди или целые компании, которые инвестируют деньги в проект. Их еще называют донорами, спонсорами или просто инвесторами.
  • Краундинговая платформа – это специальный интернет-сервис, который выступает посредником между реципиентами и инвесторами и контролирует процесс сбора средств.

Главная цель краудфандинга состоит в том, чтобы оказать материальную поддержку проекту, который нуждается в деньгах на развитие.

Как это работает?

Понять, как работает платформа для сбора денег, можно на простом примере. Предположим, несколько человек решило открыть приют для бездомных животных, однако сделав подсчеты, они поняли, что собственных денег для реализации проекта им не хватает. Чтобы собрать нужную сумму денег, они отправляются на краудфандинговую площадку, регистрируют проект, подробно описывают, что хотят сделать, и объявляют сбор. Инвесторы, заинтересовавшись идеей проекта, переводят взносы на проект через платформу, а та в свою очередь – фаундерам. Когда вся сумма собрана, авторы проекта предоставляют бэкерам полный отчет и обещанное вознаграждение.

Виды краудфандинга

  • Благотворительный, то есть на основе пожертвований. Как правило, такой вид краудфандинга используется для проведения благотворительных и социальных акций. Люди готовы поддержать такие проекты безвозмездно, то есть, не ожидая какой-либо отдачи или вознаграждения.
  • За вознаграждение. Такой тип финансирования является актуальным для проектов, которые уже находятся на предпродажной стадии. В этом случае бэкеры могут получить от авторов символическое вознаграждение в знак благодарности.
  • Краудфандинг акций. Доноры вкладывают средства в бизнес-идею с расчетом получить долю в случае удачной реализации или часть прибыли.
  • P2P-кредитование. Инвесторы, которые вкладывают свои деньги в проект, рассчитывают получить их обратно с процентами или вознаграждением, пропорциональному размеру их вклада.

Как подготовиться к краудфандингу?

Чтобы краудфандинговая кампания сработала и привлекла инвесторов, фаундеры должны хорошо подготовиться, причем как с точки зрения финансов, так и концепции. Их задача состоит в том, чтобы легко и в доступной форме объяснить суть проекта, его важность и ценность для общества, а также максимально точно рассчитать, сколько понадобится денег на реализацию идеи.

Фаундер должен понимать, что задача краундинговой платформы заключается в технической организации сбора средств, поэтому продвижением проекта он должен заниматься самостоятельно, то есть найти способы и каналы, чтобы как можно большему количеству людей рассказать о своей идее и мотивировать их сделать взносы.

Краудфандинг для бизнеса: как коллективное инвестирование развито и работает в Украине?

Уже несколько десятилетий успешно работает краудфандинг США и в Европе, благодаря которому люди творчества, владельцы стартапов и молодые бизнесмены имеют возможность собрать нужную сумму для реализации проекта. Что касается Украины, то подобный метод привлечения инвесторов и сбора денег еще не является нормой, но постепенно приобретает популярность. Во многом развитие этого процесса тормозит отсутствие законодательного регулирования, которое существует в США и других странах.

Сегодня украинцы используют как отечественные, так и международные краудфандинговые платформы. Наиболее популярной является Kickstarter, кстати говоря, именно ее создатели популяризировали само понятие «краудфандинг». Что касается украинских платформ, то пока их не много, однако можно с уверенностью сказать, что украинский краудфандинг уже имеет свою историю и положительный опыт.

На данный момент существует несколько специализированных краудфандинговых онлайн-платформ, выступающих посредниками между авторами идеи проектов и инвесторами. На данный момент в Украине функционирует две платформы национального масштаба: Big Idea и RazomGo.

Заключение

Чтобы реализовать проект или бизнес-идею, не обязательно располагать капиталом, брать кредиты в банках или обращаться в венчурные фонды. В мире всегда найдется достаточно много людей, которые готовы поддержать интересную идею и вложить средства для ее реализации. Чтобы краудфандинговый проект заинтересовал аудиторию и мотивировал инвестировать средства в ее реализацию, фаундер должен подготовить грамотную презентацию, просчитать бюджет и разместить проект на краудфандинговой платформе.

Что касается Украины, то в данный момент в стране активно функционирует несколько платформ. Возможно, по объему они уступают таким известным международным площадкам как Kickstarter, Indiegogo и другим, однако именно они стоят у истоков развития краудфандинга в Украине и уже неоднократно доказали свою результативность в виде сбора нужной суммы на реализацию стартапов и проектов.